Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время психодиагностика содержит в себе большое количество методик, которые соответствуют ключевым критериям к их разработке и испытанию, но различаются по сущности и способам извлечения диагностической информации. Для современного психодиагноста всецело свойственно быть осведомленным обо всех основных типах диагностических методик при понимании их специфики и сферы применения.
Психодиагностика обладает инструментами, разделяющимися на две группы:
1) формализованные методики: - тесты; - опросники; - методики проективной техники; - психофизиологические методики.
Для них характерны:
определенная регламентация; - объективизация процедуры обследования или испытания; - стандартизация; - надежность; - валидность.
Благодаря таким методикам возможно собрать за относительно небольшой промежуток времени диагностическую информацию. К тому же данные собираются в формате, предоставляющего возможность качественного и количественного сравнения испытуемых между друг другом.
2) методики малоформализованные:
тесты;
опросники;
методики проективной техники;
психофизиологические методики.
К малоформализованным методикам следует отнести:
наблюдение;
беседу;
анализ продуктов деятельности.
С помощью данных методик можно заполучить достаточно ценную информацию об испытуемом, особенно важно это может быть в случаях, при которых предметом исследования являются психические процессы и явления, мало поддающиеся объективизации или сильно изменчивы по содержанию. Стоит отметить, что данный вид методик очень трудоемок и в большинстве своем основан на опыте профессионалов.
Между малоформализованными и формализованными методиками нет никакого противопоставления, поскольку они взаимно дополняют друг друга. Для выстраивания полноценного диагностического исследования необходимо качественное сочетания методик обоих видов.
Собственной методологической основой психодиагностики выступает психометрия, т.е. та область психологии, которая связана с теорией и практикой измерения психических явлений. Психометрия разрабатывает технологию создания психодиагностических методик и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности, валидности, наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя.
Компетенция психодиагноста включает в себя проведение обследования и обработку полученных результатов, также важной составляющей деятельности являются создание и апробация методик, разработка требований и правил проведения диагностики, совершенствование способов обработки и интерпретации результатов.
Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов весьма полезна. Однако существуют противоречивые мнения о том, какой путь обобщения данных исследования ведет к более надежному прогнозу: клинический, более ориентированный на субъективный опыт, интуицию, или статистический, основанный на объективных, формализованных критериях.
Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту.
Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений.
Использование методов психодиагностики в сфере HR в последнее время становится всё более популярно. Практические методики традиционно используются в кадровой деятельности в целях профориентации, профотбора и расстановки кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения.
Психологические методики уместны также для контроля процесса обучения профессии или повышения квалификации сотрудника, для выявления причин отставания работников, нахождения их слабых мест и дальнейшего решения возникших проблем. Психологические методики позволяют определить степень сплоченности коллектива, психологический климат внутри организации, конфликтность и способы её разрешения. Так же объектами исследования в кадровой работе могут выступать нормы и ценности группы; стресс и стрессоустойчивость как каждого работника, так и группы в целом; готовность к инновациям со стороны персонала; способы управления в организации; лидерство; конкуренция; распределение ролей и т.д.
1.2. Цели и эффективность подбора кадров
Прием на работу – это поэтапный процесс, применяющийся определенной организацией для привлечения кандидатов с необходимыми качествами для реализации намеченных ею планов. Целью привлечения кадров является подбор персонала для покрытия потребности в кадрах в необходимом количестве, нужного качества и на конкретный срок.
Решение о выборе принимается с учетом таких факторов, как образование кандидата, уровень личных навыков, опыт предыдущей работы и развитость личных и профессионально важных качеств. Эффективный набор кадров - одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
Для эффективного и качественного подбора очень важную роль играет проведение анализа деловых и личностных характеристик кандидата.
В статье «Проблема подбора персонала в современных условиях» С.И. Огородникова описывает пути корректировки неэффективного подбора кадров.
1. Вычленение характерных черт сотрудников, подходящих для работы в организации. Задача стоит не в поиске «идеального» работника, а в нахождении «нужного».
2. Выработка ответственности линейных руководителей за принятия решений о приеме какого-либо сотрудника.
3. Создание системы с определенным алгоритмом действий при подборе персонала, т.е. разработка и отработка всех этапов прохождения отбора кандидатом.
4. Предоставление правильной и точной информации потенциальному сотруднику для выстраивания верного пути относительного будущего места работы и создания положительного впечатления от коммуникации с представителями компании.
Н.С. Пряжников выделяет типичные ошибки, встречающиеся при оценке кандидатов:
«ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т. е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже);
ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников);
ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников);
эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную» его характеристику, т. е. теряется комплексность оценки);
ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высокко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов);
стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого свой может сильно отличаться от реальных требований работы).».
Очень часто истинные причины того, почему люди сотрудничают, т. е. работают с желанием, не имеют ничего общего с достижением целей организации, связаны с достижением этими людьми собственных целей. Во многих случаях эти два вида целей не являются несовместимыми. Действительно, считается, что искусство эффективного управления людьми заключается в обеспечении того, чтобы личные цели и цели организации совпадали; тогда их можно достичь одновременно.
Однако, чтобы добиться такого счастливого стечения обстоятельств, менеджер должен знать хотя бы что-то о целях, к которым люди стремятся в работе, а также знать о некоторых потребностях, заставляющих людей работать с желанием в условиях, которые могли бы показаться неприятными или тяжелыми.
Основой системы кадрового менеджмента является создание прочной методологически и методически обоснованной эффективной личностно–профессиональной диагностики сотрудников. Особое место в этой работе занимает деятельность по подготовке методического инструментария, организации обследования, умения качественно интерпретировать результаты психологического исследования и осуществлять эффективный подбор кандидатов на работу. Расчеты эффективности психодиагностики обосновывают возможность преобразования кадровой системы методически и показывают ее непосредственный экономический вклад в развитие организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2018. - 362, [1] с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-7567-0274-3.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 386 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17956-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/534054.
3. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.; 26 см. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978-5-17-055693-9.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-94723-045-3.
5. Васильева, И. В. Психодиагностика персонала : учебное пособие для вузов / И. В. Васильева. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 122 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11292-4. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/495640.
6. Гизатуин, Р. Д. Проблема по набору персонала / Р. Д. Гизатуин, О. А. Алексеев // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами : Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 10–11 декабря 2020 года. Том 3. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования», 2020. – С. 328-332. – EDN XHOZHI.
7. Громова, Е. Р. Значение психодиагностики в системе оценки персонала / Е. Р. Громова // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы : Материалы международной молодежной научно-практической конференции, Белгород, 20–21 апреля 2019 года / отв. ред. В.Ш. Гузаиров, И.В. Савенкова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2019. – С. 263-267. – EDN KAWXCT.
8. Гулевич О.А. Психология коммуникации.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.- 384 с. ISBN 978-5-9770-0178-6.
9. Ермакова, И. С. Роль психологического тестирования кандидатов при прохождении процедуры отбора / И. С. Ермакова, И. И. Казанцева // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы : сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 14–15 апреля 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 89-96. – EDN LPDCID.
10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 700 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-4237-0032-4.
11. Ложкина, Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. – 126 с. ISBN 978-5-91702-235-2.
12. Лукашева, К. А. HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом / К. А. Лукашева // Современная психология : материалы IV Международной научной конференции, Казань, 20–23 октября 2016 года. – Казань: Бук, 2016. – С. 35-37. – EDN WWPPUZ.
13. Климов Е.А. Введение в психологию труда : Учебник для вузов. – М.: Культура испорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с. ISBN 5-85178-060-6.
14. Колосницына, М.Ю. Современные психодиагностические методики в практике психологического отбора кадров [Текст] : монография / М. Ю. Колосницына. - Москва : Печатный дом, 2012. - 286 с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-906059-09-3.
15. Лучинин, А.С. Психодиагностика : конспект лекций / А.С. Лучинин. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 251 с.; 20 см. - (Серия "Сессия без депрессии").; ISBN 5-222-05226-5.
16. Групповые формы работы с персоналом. Организационный тренинг : метод. указания / Ю. В. Филиппова; Е. В. Маркова, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/.
17. Матюнина, М. В. HR-технологии: психодиагностика в подборе персонала / М. В. Матюнина, Ю. А. Власюк // Научные вызовы экономического развития в контексте цифровых трансформаций : сборник научных трудов по результатам Всероссийской национальной (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов, Севастополь, 13–15 января 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 216-221. – EDN OFIHVK.
18. Мельникова, Н. А. Социальная психология : конспект лекций / Н. А. Мельникова. - Москва : Эксмо, 2008. - 159 с.; 20 см. - (Экзамен в кармане).; ISBN 978-5-699-25579-5.
19. Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала : учебник и практикум для бакалавров /М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. - М. : Издательство Юрайт, 2014 - 378 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-3067-2.
20. Милишенко, Е. А. Роль психологической диагностики и профессиональной мотивации в подборе кадров / Е. А. Милишенко, Т. А. Гоголева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 10. – С. 68-69. – EDN YPZENP.
21. Немов, Р. С. Общая психология. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. - 6-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 727 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17909-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533951
22. Носс, И.Н. Профессиональная психодиагностика : психологический отбор персонала : [учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов] / Носс И. Н. - Москва : Психотерапия, 2009. - 460, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-903182-57-2.
23. Носс, И. Н. Эффективность психодиагностики персонала как содержательно-организационная проблема / И. Н. Носс // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (к 15-летию факультета психологии МГОУ), Москва, 13 ноября 2019 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2019. – С. 108-117. – EDN MRBBBR.
24. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1 / Ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С. А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр,2013.-608с. ISBN 978-5-89353-380-4 (т. 2, кн. 1).
25. Огородникова, С. И. Проблема подбора персонала в современных условиях / С. И. Огородникова, О. А. Смоленская // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности : материалы международной научно-практической конференции, Белгород, 18–19 мая 2017 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2017. – С. 119-123. – EDN ZRZDPT.
26. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности психология / Н. С. Пряжников ; Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Academia, 2004. – 480 с. – (Психология). – ISBN 5-7695-1859-6.
27. Проскура, Е. П. Разработка процедуры отбора персонала на основе психофизиологических характеристик / Е. П. Проскура // Молодежь и наука. – 2018. – № 4. – С. 16. – EDN XVAAHJ.
28. Психодиагностика. Теория и практика : учебник для вузов / М. К. Акимова [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 609 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16295-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/530747.
29. Психология : учебник для бакалавров / под ред. Б. А. Сосновского. - 3е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014 -825 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс.ISBN 9785991632409.
30. Психология труда : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 308 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-16233-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/530652.
31. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2022. – 524 с. – ISBN 978-5-4263-1108-4.
32. Рокицкая Ю.А. Психодиагностика: учебник для вузов / Ю.А. Рокицкая; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2021. – 140 с. ISBN 978-5-93162-550-8.
33. Ручка, А. А. Применение методов психодиагностики в деятельности специалистов HR-службы / А. А. Ручка // Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы : Материалы международной молодежной научно-практической конференции, Белгород, 20–21 апреля 2022 года / Отв. редакторы М.А. Игнатов, И.В. Савенкова. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. – С. 328-334. – EDN GIAQKF.
34. Слободчиков, В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с. ISBN 5-88527-081-3.
35. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с. : табл.; 22 см.; ISBN 978-5-392-03042-2.
36. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. - 426с.: ил. - (Высшее образование).; ISBN 978-5-222-25459-2.
37. Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика: Тесты для отбора персонала. _ К.: Ника-Центр, 2002. - 240с. ISBN 966-521-148-Х.
38. Церковский, А. Л. Психология межличностных отношений : конспект лекций / А. Л. Церковский, О. И. Гапова, Е. А. Скорикова ; Министерство здравоохранения Республики Беларусь, УО "Витебский государственный медицинский университет". - Витебск : [ВГМУ], 2017. - 71 с.
39. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала. Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2010. - 790 с. ISBN 978-5-94648-084-0.